ИИ-технологии в современном обществе:
сбалансированный подход к развитию системы образования
Высокие темпы роста интеллектуального потенциала общества и снижение дефицита специалистов остаются приоритетными социально-экономическими задачами. Общество не может изменить или нарастить мгновенно свои знания и навыки, реагируя на все научные и технологические прорывы. Требуются годы для достижения положительных эффектов от изменений в системе образования. Неизменными пока остаются только проблемы мотивации и качества знаний обучающихся, которые занимают значительное место в перечне важных задач развития для систем образования многих стран. Поэтому эффективная и быстрая интеграция знаний в практическую деятельность пока удаётся далеко не в каждой системе образования. Это объясняет консервативный подход к развитию систем образования, ведь в противном случае всё может перепутаться в разных отраслях деятельности.
Но существует и прогрессивная модель развития систем образования. XX век запомнился информатизацией во всех областях деятельности общества, ускорив развитие экономики государств в разы. Изменились бюрократические процессы, повысился уровень контроля, мониторинг разного вида достижений вышел на новый уровень. В XXI веке переход к цифровизации отраслей и государственных систем управления сформировал уникальные клиент-ориентированные подходы для предоставления доступа к услугам, ускорив уже процессы развития самого общества.
Эти новые технологии ранее оказывали влияние на саму отрасль образования, то есть на отдельную социально-экономическую область, в которой осуществляется просветительская и учебно-воспитательная деятельность. Но требования общества к образованию меняются в условиях информационной доступности. Вполне ожидаемо, что следующий шаг повсеместного внедрения ИИ-технологий потребует более глобальных изменений - создание отдельной образовательной индустрии, в которой будет осуществляться производство всех форм контента и электронных образовательных услуг, а также будет функционировать разнородная среда из государственных и частных организаций для получения образования и аттестации в течение всей жизни.
Появление такой образовательной индустрии упростит взаимодействие с системой образования для каждого гражданина, поскольку расширятся возможности изменить или улучшить результаты образовательной деятельности, получить дополнительное образование, повысить квалификацию или получить другую специальность в комфортных условиях без отрыва от производства. Для государства это важные вопросы повышения интеллектуального потенциала общества, который ведёт к экономическим и политическим успехам страны.
Технологический подход к трансформации образовательной отрасли в образовательную индустрию заложен в последовательном совмещении трёх важных процессов: информатизации, цифровизации и внедрения ИИ-технологий. Таким образом, формируется цифровая платформа образования, которая обеспечит три важных уровня управления на основе обратной связи:
В настоящем докладе термин «Искусственный интеллект» обозначает компьютерную систему из устройств и программного обеспечения, которая способна обучаться, распознавать и выполнять задачи. Как правило, специализированная ИИ-технология управляется централизовано и является закрытой моделью, как, например, управление роботизированной линией производства автомобилей. Мы же будем рассматривать случай, когда ИИ контактирует для обучения с окружающим миром в виде модели с обратной связью, к которым относятся цифровые платформа системы образования.
Главное отличие искусственного интеллекта от естественного заключается в его технической природе. Нашим интеллектом движут потребности организма в рамках адаптации к окружающей среде и изменениям в обществе. Деятельность искусственного интеллекта основана на запросах и воссоздаваемых алгоритмах для выполнения таких запросов. Это различие тревожит фантастов, когда они описывают будущее человечества, применяющего ИИ в разных видах своей деятельности. Но современные учёные и политики разных стран выступают за регулирование отношений между человеком и машиной на фоне стремительного развития технологий. Так, с первого августа 2024 года в Евросоюзе принят первый в мире закон, который определяет правила использования систем с ИИ-технологиями и классифицирует их по уровню риска, а Еврокомиссия создаёт новый орган по соблюдению норм такого закона.
Платформы, описание и их функционал
Coursera